Немного про тромбоэмболию. И про буку-Грея.

У меня есть клиенты, чудесные люди. Начинали мы с ними работать с печального момента – у их старого кота была сердечная недостаточность, что дало толчок и в один ужасный день его привели с тромбоэмболией.
Тромбоэмболия кошек – это патология с плохим прогнозом. Чаще случается у кошек с сердечной недостаточностью или предпосылками к ней (так повелось, что каждая третья кошка с тромбоэмболией – мейн-кун или британец, из-за их предрасположенности к ГКМП – гипертрофической кардиомиопатии, заболеванию сердца, остальные предрасположенные породы (персидские, сфинксы и их родственники) встречаются не так часто), реже – у кошек со здоровым сердцем. Может быть спровоцирована практически любой патологией. А может и без видимой причины, просто потому что кошка.
Кошачьи тромбоциты имеют высокую адгезию друг к другу (проще говоря, они могут «прилипать» друг к другу и это нередкое явление). Даже у здоровой кошки тромбоциты «тянутся» друг к другу. Когда у кошки происходят какие-либо изменения в кровеносной системе (например, изменение участка эндокарда или эндотелия – внутренних оболочек сердца и сосудов), тромбоциты несутся туда и начинают «налипать» друг на друга (таким образом они закрывают все повреждения в организме, не разбираясь, а надо ли это). В итоге образуется тромб. Тромбы могут быть разных размеров, могут не причинять никаких неудобств кошке и сами рассасываться, могут быть бессимптомно прикреплены долгое время к стенке сосуда или в полости сердца, а могут отцепиться от стенки и вылететь в кровоток. При неудачном стечении обстоятельств возникает тромбоэмболия – чаще всего задней части тела (там, где брюшная аорта сужается и расходится на правую и левую бедренные артерии), реже – какого-либо органа (например, тромбоэмболия легочной артерии) или одной стороны/одной конечности, может быть частичная тромбоэмболия (тромб перекрыл не весь просвет сосуда, а почти весь).
При классической тромбоэмболии симптомы всегда однотипны: острое начало – резкая боль (кошка может заорать) и двухсторонний (очень редко односторонний) парез / паралич тазовых конечностей. То есть, сначала очень больно, затем сразу же задние лапы просто перестают работать. И боль обычно не утихает сразу, из-за чего у кошки развивается одышка, тахикардия (быстрое сердцебиение), беспокойство, шок, может начаться отек легких. При частичной тромбоэмболии лапы могут через некоторое время начать работать, но плохо: будет отмечаться странная / аномальная походка, пошатывание. Но чаще всего задние конечности отказывают раз и навсегда, особенно если не успеть в первые несколько часов оказать адекватную помощь. Когда такие кошки попадают в клинику, то в первую очередь я проверяю чувствительность парализованных конечностей и пульс на бедренной артерии. Если кошка не реагирует на боль, если подушечки лап синюшные или часто меняют цвет, если нет пульса на бедренной артерии, а сами тазовые конечности холодные – значит кошке не повезло и у нее тромбоэмболия. Боль, шок, осложнения – обычно тоже присутствуют. Хвост тоже «отключается». Важно дифференцировать (провести диагностику и исключить другие заболевания с похожими симптомами) тромбоэмболию от неврологических патологий, патологий мышечной ткани и травм позвоночника и конечностей. Диагностика в такой ситуации обычно включает в себя: осмотр (температура, в том числе и конечностей, пальпация, проверка глубокой болевой чувствительности лап, аускультация сердца и легких, оценка пульса, цвета слизистых, кожи и подушечек лап, оценка общего состояния животного), рентген (исключить переломы, грыжу, смещение позвонков, опухоли и т.д., а так же оценить размеры сердца, исключить отек легких и оценить застой в малом круге кровообращения), ЭКГ, а еще лучше ЭКГ и ЭхоКГ сердца (для оценки сердца и его проводимости, осложнений и поиска причины) – это программа-минимум. При возможности проводят дополнительные исследования (УЗИ с допплером, ангиография). Лечение начинается сразу после осмотра и рентгена, чем быстрее – тем лучше, остальные исследования проводятся для определения тяжести процесса, причины и дальнейших прогнозов.
Вот с такими жалобами ко мне на приемный стол и попал старый персидский кот Персик. Только ему дважды повезло: его принесли в клинику ровно через 5 минут после того, как он заорал и упал с кровати, и тромб перекрыл не весь просвет аорты – слабый пульс появился через пару часов активной терапии. Лечение тромбоэмболии обычно заключается в хорошем обезболивании и введении антикоагулянтов по определенной схеме, а так же терапии осложнений. Если ничего не помогает, то иногда можно сделать операцию или вводить препараты для тромболизиса (быстрого растворения тромба), но такие процедуры стоят очень и очень недешево и чреваты сильнейшими осложнениями, вплоть до смертельного исхода: препараты токсичны и/или может возникнуть синдром реперфузии – все токсины и «мертвые» клетки, которые накапливались в лишенных кровотока задних лапах, устремляются в кровоток, поражая мозг и сердце. А анестезия при сердечной патологии (которая или есть или возникает вследствие тромбоэмболии) опасна. Как это ни печально, но если с тромбоэмболией не справились в довольно короткий срок (крайний срок – сутки, через сутки после появления симптомов можно дать окончательный прогноз), то кошка уже не восстановится и мы в таких случаях начинаем говорить о том, что гуманнее провести эвтаназию (усыпление). Большинство кошек погибает в ходе терапии (в зависимости, какое развивается осложнение и как велико поражение). Хотя были в моей практике люди, которые отказывались от усыпления, кошки выживали и, спустя некоторое время, мы наблюдали страшнейшие пролежни и некрозы задних конечностей, с прилагающимся запахом, разложением тканей и в теплое время года даже с опарышами, сильнейшие боли у некоторых кошек в течении очень длительного времени. При перекрытом кровообращении в конечностях другого ждать и не приходится, лапы просто умирают и начинают разлагаться на еще живой кошке.
Персик оказался сильным котом, а хозяева – очень ответственными людьми. Быстро среагировали, быстро провели диагностику, быстро начали лечение: уколы по часам, таблетки, массаж. Спустя неделю кот ходил сам, чуть занося зад на поворотах. Спустя месяц уже забирался на кровать и неплохо прыгал. Недовольно жевал назначенные таблетки и смотрел на меня этим фирменным взглядом персидских кошек «исподлобья». Но он был стар, очень стар, и продержался еще год. Целый год.
После нескольких месяцев траура семья завела нового кота, Грэя. Сфинкса. И теперь Грэй (абсолютная противоположность ласковому и доброму Персику) терроризирует меня периодическими высыпаниями на коже. Как только скушает что-то лишнее – сразу покрывается прыщиками. Маленький воришка. А потом сидит на приемном столе и ворчит, мол, только подойди ко мне, сразу за палец укушу. И ведь укусит. За то, что я смеюсь над его вязаным платьицем. =)

Метки: , , , . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий