Когда в одном из сетевых магазинов нам выдали очередные мелкие бесполезные игрушки в виде шариков-мячиков, я посмотрела что это, насколько оно может быть рентген-контрастно и выкинула в мусорку на выходе (у меня два кота, ребенок и собака, таким вещам не место в нашем доме).
Буквально через неделю я с воплем «оле-оле-оле, чемпионат по футболу!» достала из престарелой овчарки 12 этих мячиков. 12! Ладно ещё один, ну два, но дюжина! Самое интересное, что они вышли бы сами, если бы два одновременно не заклинило между собой в тонком кишечнике. Операция прошла успешно, собаку давно уже выписали… Но, видимо, ненадолго. Именно эта овчарка раз в полгода что-нибудь интересное да съест. Вот как обостряется ее хронический гастрит, становится больно, так она и ест несъедобное. И не успеваем мы пролечить ее после операции и заняться желудком вплотную, как собака опять на операции. И так по кругу. Из этой бедной овчарки доставали все, от женских кружевных трусиков до ручки от сломанного ножа. От нее же я узнала, что памперсы прекрасно перевариваются, остаётся лишь тонкий целлофан, покрывающий его снаружи, да и тот у крупных собак выходит на вазелиновом масле без особых проблем. Вот такая собака-копилка.
***
Я довольно давно работаю и видела многое. Животные иногда находят кучу интересных способов непреднамеренного суицида. Лидируют в списке «шел, нашел, опа, теперь я в клинике» котята и щенки.
Был у меня пациент, который смог удивить всех. Маленький полуторамесячный потомок кошки, которая «должна хоть раз родить». Он отравился тушью для ресниц! Не знаю, как в желудок попало такое количество туши, но котёнка доставили спустя несколько часов после употребления, уже в агониальных судорогах, когда процесс зашёл очень далеко и промывать желудок уже бесполезно. Про тушь я узнала постфактум. На шерсти ее не было, лишь несколько шерстинок на боку испачканы черным, при этом хозяева даже предположить не могли что это такое и что малыш мог найти. Я перебрала все известные варианты, но люди лишь пожимали плечами «он везде лазит, мало ли что подобрал, полгода назад мы тараканов травили борной кислотой с желтком, а так — не знаем».
Мы боролись за него как могли. Я испробовала все возможные антиоксиданты. Капали, снимали судороги, но в итоге ничего не получилось… А на вскрытии в желудке и кишечнике обнаружилось мамино молоко и тушь. В основном по запаху определили. Вопрос как он ее наелся и что же такого в современной туши остался открытым. Ну неужели в тушь до сих пор добавляют свинец или формальдегиды?!
Я сразу вспомнила щенка, который налакался туши для ручек, у него хозяин рисовал этими ручками. Но тот щенок поступил с судорогами и фиолетовой рвотой, мы его вытащили и он вырос в огромного жизнерадостного раздолбая, который тырит все, что плохо лежит. И котёнка, который сожрал тюбик красной губной помады и поступил с жалобой «кровавая рвота», которая на самом деле была не кровавая, а просто красная, с кусками помады. Да и мой младший кот, помню, нашел тушь для волос и покрасился, за что был нещадно мыт. Но в тех случаях все закончилось хорошо, а этому котенку не повезло… В общем, будьте бдительны.
***
Иногда в моей работе происходят удивительные события. Удивительные — это те, которые заставляют меня ронять челюсть, а потом долго ее подбирать.
Длительное время лечила кошку с неоперабельной опухолью. Ну как сказать, скорее не лечила, а пыталась сделать лучше качество оставшейся жизни. А опухоль та выросла на месте ранее удаленной опухоли молочной железы. Удаляла не я, поэтому не могу сказать, кусочек ли там остался или это метастаз. Опухоль росла, прорастала, в ней образовывались кисты и абсцессы, которые приходилось постоянно откачивать и обрабатывать. Кошка при этом чувствовала себя довольно хорошо. В разы лучше, чем другие с такой стадией рака. О, как мне хотелось вырезать эту опухоль каждый раз, когда я ее видела! Аж руки тряслись! Но тогда пришлось бы отрезать половину кошки, а это ставило ее дальнейшую жизнь под большой вопрос.
Знакомство наше закончилось логично и печально. Но в самом конце своей жизни она смогла меня удивить. Я в тот день ставила ей очередной внутривенный катетер. И вроде он в вене, в маленькой замученной вене, а ожидаемой капли крови из него нет. А через несколько томительных секунд ожидания я вижу эту каплю в пластиковой канюле. Она белая! Кровь белая! То есть, не белесая, а прозрачная! Вот тут то я и уронила челюсть. Конечно, сразу полезла тыкаться во все вены. И везде на свет медленно и величаво выползала прозрачная кровь. Набрать ее в пробирку для исследования никак не получалось, не хватало давления, максимум могли выжать капельку. И я сделала единственное, что посчитала возможным в такой ситуации. Нет, не полезла в яремную вену, хоть и посматривала уже в ее сторону. Я взяла кровь из огромной заманчивой наполненной вены на опухоли. В отличие от тонких исколотых синих жилок на тощих лапах, вена, питающая опухоль, была шикарна. Кровь из нее шла красноватая, хоть и не насыщенного цвета, быстро наполнила пробирку и дала возможность сделать анализ. Я подумала сначала, что мы просто измучили вены на лапах постоянными катетерами и капельницами, но через 15 минут кровь в пробирке тоже побелела, выдав скудный осадок эритроцитов на дне.
Отдавала анализ я сама в руки главе нашей лаборатории. Надо было обсудить с умным человеком сей феномен. Как он смотрел на эту пробирку! Я несколько раз уверила, что это не шутка и это действительно кровь. По итогам обсуждения решили сделать из этой пробы ещё и анализ на фатальные инфекции. Обнаружили вирусную лейкемию кошек. А в общем анализе — крошки эритроцитов и море лейкоцитов. Вот оно, причина бесцветности крови. К сожалению, кошка не дожила до результатов анализа, надеюсь, ей до конца не было больно… А вот выяснить, опухоль ли выросла вследствие лейкемии или лейкемия вылезла на ослабленном организме попировать, не было возможности. Оба варианта одинаково возможны. Такую загадку без ответа мне оставили напоследок. А уж прозрачную кровь я запомню навсегда. Вот что значит — уйти красиво!