Про первые разы и развитие.

Так смешно и грустно вспоминать себя ещё лет 10-12 назад. Неопытную, молодую, в стрессе от того, что уже не учусь, а работаю и не ассистентом, а сразу врачом взяли, ибо опыта было достаточно. Ха. В маленьком веткабинете, без опытных и мудрых старших коллег. Я тогда штудировала книги, учебники, лекции, ходила на все конференции, которые могла найти и оплатить, писала тонны конспектов. Я в универе так не училась, как в первые (и последующие) годы работы. Выходные и вечера проходили в учебе. Казалось, я ничего не знаю, все вылетело из головы. Ну, да и ничего я не знала, если смотреть с высоты нынешнего опыта. А лет через 10 я буду вспоминать себя теперешнюю и думать “Эх, как много я не знала”. 🙂
Сколько шишек я набила, как я училась на ошибках, все это вспоминать грустно. К счастью, фатальных ошибок было мало, если я чего-то не знала или не умела, то или не лезла или сначала изучала внимательно тему.
Потом я перешла в клинику побольше. Маленькую, но уже не веткабинет. Начала общаться с коллегами, но на смене была одна и некому было подсказать, задать вопрос, обсудить. Я все ещё старательно училась. Начала знакомиться с другими врачами, научилась не бояться задавать вопросы в профессиональных чатах. Да, появились чаты и группы в мессенжерах, что было очень круто! Когда получила первую специальность была в диком восторге. Я думала, что вот-вот узнаю всё и, наконец, можно перестать учиться.
Забегая вперёд скажу – нет. Учиться перестать невозможно.
Когда я устроилась в крупную клинику и начала работать в действительно большом коллективе, где можно впитывать знания от коллег и делиться щедро своими, я была снова в восторге. Есть с кем обсудить, подумать, подискутировать, спросить. Я снова училась тому, чего не знала раньше. А я-то раньше думала, что много знала. И я снова училась, хотя, получив третью по счету специальность, была уже не в такой эйфории. И все ещё конференции, книги, курсы повышения квалификации.
Я – вечный студент. Все время ищу новые знания, в основном в своих областях, чтоб в голове не было каши. И мозг не резиновый, но когда я плакала над своими сгоревшими книгами и конспектами, поняла что в целом все нужное помню. Наверное, все же резиновый.

Я помню, как впервые приняла кошку с отёком лёгких. Тогда ещё я не знала, что такое бывает по причине заболеваний сердца в основном. Но додумалась сделать рентген. И диуретики. Порылась на ветеринарном форуме и сделала ещё диуретики, побольше. И посадила кошку в клетку, обмотав плёнкой и забросив внутрь шланг оксигенатора – соорудила кислородный бокс. Кошка не была пригодна к транспортировке, надо было решать все своими силами. В той клинике особо не было оборудования для экстренных пациентов, но все получилось и кошка выжила. Уехала к кардиологу как только хорошо задышала.
Сейчас я принимаю огромное количество животных с отёком лёгких, веду их после стабилизации как кардиолог и это намного проще. Знания, опыт, цифровой рентген, УЗИ, специально оборудованные кислородные боксы, несколько ассистентов, знающих свое дело – все, чего у меня тогда не было (хотя был плёночный рентген). Та первая кошка выжила не иначе, как чудом. Сейчас любое животное с отёком лёгких уже через 5 минут после входа в клинику сидит в кислородном боксе с катетером в лапе, уже сделанными диуретиками, через 6-12, максимум 24 часа отек купирован и дальше уже кардиологическое обследование.

Помню свою первую операцию. Не кастрацию, не стерилизацию (которые в веткабинете в 2010 делала прямо на приемном столе, протерев его спиртом и положив пеленочку, а уж схему анестезии вспоминать стыдно). Это была пиометра и поставила диагноз я по выделениям из петли. И да, это была старая и очень большая собака. И УЗИ у меня не было, да и я не умела им пользоваться. А анализы крови надо было ждать сутки. Об ЭХО даже речи не шло. А операционным полем служила марля. Инструменты обрабатывались спиртом пополам с хлоргексидином, а шовный материал был ужасен. Как они вообще все хорошо переносили, не давали осложнений и выживали?! Конечно, когда я узнала как нужно и правильно – старалась делать максимально стерильно, но… Веткабинет, ни оборудования, ни операционной. Но делала все, что в моих силах. Потом клиника, где опер.полем служил замоченный в спирте новый мусорный пакет и попытки хоть как-то обеспечивать стерильность, но шовный материал все ещё заставлял грустить, а халаты и нормальные поля нам не покупали. Зато был сухожар для инструментов. Но не было банального монитора. Без него наркозили. И все просыпались.
Сейчас уровень другой – операционная, анестезиолог (хотя ночью я все еще сама себе анестезиолог), ассистенты, в клинике и УЗИ, и анализы делаются сразу на месте, перед операцией помыться, одеться, накрыть все стерильным опер.полем, инструменты проходят полную обработку, шовный материал высокого качества, есть коагулятор… Раньше я боялась операций и они меня напрягали, все с самого начала сама, если что случиться не отследить, мониторинга никакого, стерильность так себе, если реанимация, то нечем, ибо даже эндотрахеальных трубок не было. Я просто стояла и молилась каждую операцию. Сейчас круто, зашла в операционную, в халате, шапочке, маске, вся такая чистая, животное уже интубировано, спит, газ подключен, эпидуральная анестезия сделана, побрито и обработано где нужно, анестезиолог там колдует со своими мониторами и трубками, накрыто все опер.полем, инструменты готовы, ассистент на подхвате (или несколько, если нужно). Зашла, прооперировала, вышла и идёшь на следующий прием и не паришься – за животным проследят, разбудят, разместят, сделают все нужные препараты и будут контролировать. Ночью и в случае тяжёлых экстренных операций все немного сложнее, но я в прошлой клинике такие даже не делала. Просто не было возможности по оборудованию и даже по материалам.

Заворот желудка помню первый свой. Точнее, второй, первый я проморгала. В первом случае пришла собака с непродуктивной рвотой, слегка раздутая, я и не поняла что это заворот. Хорошо, что собака дожила до утра пару часов и попала к коллеге, которая меня сменила, она собаку прооперировала и меня просветила. Второй уже определила четко, к тому времени я нашла и изучила большое количество информации про заворот. И даже взялась за операцию. И даже провела ее успешно, хоть и без ЭКГ, интубации и всего, что нужно. Но, к сожалению, там был запущенный заворот с нарушениями по всем системам и собака к утру умерла. Я тогда себя корила и за завороты больше не бралась.
Придя на свое новое место работы сразу предупредила – завороты не делаю. А потом один, второй, третий, когда в ночь ты один оперирующий врач, зато есть опытные в этом деле ассистенты и пошло-поехало. Я до сих пор помню свой первый успешный заворот, это была эйфория, ликование. Хотя по сути операция простая. Главное – купировать и предупреждать осложнения. Что очень просто, когда у тебя есть все необходимое оборудование, ну и знания / опыт, конечно. Без них никуда.

Ооо, ещё помню совсем недавние свои заблуждения. До того, как я пошла учиться на нефролога, мы лечили хроническую почечную недостаточность не совсем верно. Не было в общем доступе той информации, которую я получала на обучении и до недавнего времени даже той, что уже сейчас в доступе. Я помню, как мы капали “почечников” всех поголовно медленно и мало, уверенные что быстро/много нельзя, а то почки не выдержат. Это до сих пор вызывает улыбку. Я принесла с курсов огромный пласт информации и щедро поделилась с коллегами. Коллеги все моментально впитали и я радовалась, теперь мы будем лечить животных лучше, правильнее. Хорошо работать в коллективе, где каждый такой же как и ты жадный до знаний. Я помню, как пришла, похвасталась сертификатом и сказала: “Мы все делали неправильно!” Шутка, конечно, но шутка в тему и с долей правды. Основной  ошибкой были капельницы слишком маленьким объемом, основным заблуждением – куча препаратов, которые на самом деле не нужны. Хуже не делают, просто какой в них толк, кроме лишней нагрузки на организм. И мы отказались от всяких Леспефланов, Канефронов, Кетостерилов и так далее. Только доказательная медицина, только то что действительно нужно и эффективность чего доказана у животных.

Ещё помню тот ужас, который я испытала, когда поняла что мне нужно сделать пациенту торакоцентез. Отвести свободную жидкость из грудной полости, которая сдавливает лёгкие. Иначе он умрёт, ему надо делать это прямо сейчас. А я до того момента знала теорию, видела как делали другие, но сама не делала. Кажется, я целилась вечность. Собиралась с духом. Кот задыхался, а я собиралась с духом. Не проткнуть сердце и крупные сосуды, крутилось у меня в голове. Да, у меня был УЗИ-аппарат и делала я это под контролем УЗИ, но как же было страшно сделать первый прокол. Но я это сделала, коту стало легче и могу сказать, что он выжил в итоге, стабилизировали, нашли причину, прооперировали, но уже в другой клинике (у нас не было торакального хирурга). Я отвела тогда 300 мл жидкости, это очень много. Кот, который пришел еле живой, с серьезной одышкой, весь синий, после процедуры встал, походил, а через полчаса уже поел. Самым большим, хоть и ожидаемым, чудом для меня было то, что он сразу стал нормально дышать и слизистые порозовели. Вот он умирал, а вот через 10 минут он дышит, вертит головой, сидит спокойно, а через 30 минут ест и мурлыкает!
Сейчас я это делаю постоянно. Ларароцентез – отведение свободной жидкости из брюшной полости, торакоцентез – из грудной, перикардиоцентез – из сердечной сумки, да, прямо рядом с сердцем. Не боюсь. Рука набита огромным количеством центезов, даже грубые участки кожи есть в нужных местах (как у гитаристов от струн, у меня от поршня шприца, который я при центезах держу удобным для меня способом). И каждый раз я с удовольствием наблюдаю за животными после этих процедур, часто им сразу становится легче.

Таких примеров можно вспомнить огромное количество. Как я много лет назад тряслась, делая первый наркоз, как научилась кровь переливать (что тоже банально, но когда не знаешь основ кажется жутко сложным), как впервые интубировала животное (зная только теорию и посмотрев видео про интубацию человека), как ставила первый нозогастральный зонд и делала эзофагостому, как училась ставить торакальные дренажи, ходила на курсы по реанимации… И сейчас иногда получается научиться чему-то новому. Несколько лет назад для меня было чем-то жутко страшным удалить селезёнку, почку, сделать уретростомию или, особый кошмар, ушить диафрагмальную грыжу. Когда не умеешь – это кажется очень сложно.
Здо́рово идти вперёд и, оглядываясь, понимать что ты прошла немалый путь и впереди ещё много всего полезного и интересного. Ведь нельзя знать всё. Но можно попытаться. 😄

Метки: , . Закладка Постоянная ссылка.

6 комментариев: Про первые разы и развитие.

  1. Анна пишет:

    Прочитала с огромным удовольствием. Как хорошо, что есть такие врачи!

  2. Яна пишет:

    Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, про почечников и капельницы! 🙏 Мою кошь 2 недели назад капали по 8-10 часов. Чем это грозит ей? 😣

  3. heile пишет:

    Я не говорю, что ОПН надо лечить кетостерилом. Но почему Вы пишете, что у него не доказанная эффективность? Ведь почечникам нужно меньше белка, а как восполнить белок? Давать кетостерил, который расщепляется без креатинина. Инвалидам людям с ХПН бесплатно выдают кетостерил. Что не так?

    • Ksan пишет:

      У животных по данным исследований нет статистической зависимости от приема кетостерила и продолжительности жизни / снижению мочевины (для чего его обычно назначают). При протеинурии он категорически противопоказан, это связано с тем что его прием усиливает выведение белка с мочой = повреждение почек. Я работаю с хищниками с другим строением почек, с другим обменом веществ, хищники даже в ренальной диете получают достаточное количество белка = аминокислот.
      Кетостерил и его аналоги могут быть полезны разве что при выраженной гипоальбуминемии, можно рассмотреть при протеинурии + выраженной гипоальбуминемии. Насколько поможет – ну, неизвестно. Точных дозировок нет, есть эмпирические.
      Нет ни одного достоверного исследования по тому, что кетостерил необходим при ХБП у животных.
      Основной принцип работы с больными почками – проблемоориентированная терапия, большое количество препаратов – это нагрузка на те же почки, которая им совсем не нужна.

Добавить комментарий