Кот Тима и “зубная фея”

С длинным сухим треском зуб оказался на свободе, зажатый в щипцах. Из лунки обильно пошла кровь, я автоматически приложила к ней салфетку, прижала и взглянула на извлеченный зуб.
– Чёрт, чёрт, чёрт! – хрипло и глухо вырвалось у меня через маску. Один корень. Второй остался в лунке. Несмотря на хорошо проведенное отделение и старательно рассеченные связки хрупкий тонкий корень все-равно отломился и остался “в домике”. Шел четвертый час операции, а иначе как операцией я не могу назвать то чем занимаюсь. Это не банальное удаление старых гнилых или молочных зубов. Это сложная кропотливая работа, требующая неимоверных усилий, ведь я удаляла абсолютно здоровые с виду зубы. Но только с виду.
Убрав салфетку оценила масштаб трагедии и выдохнула с облегчением. Тонким зажимом ухватила часть корня, виднеющуюся в окровавленной лунке, потянула на себя и он легко оказался на свободе. Все нормально. Я все сделала правильно, просто корень оказался крайне хрупким и рос под неправильным углом, но вытащить его труда не составило. Это был предпоследний зуб из планируемых к удалению, последний я вытащила быстро, потратив на него всего пять минут и приложив салфетку к кровоточащим дёснам взглянула на ассистентку:
– Всё. Шьём.
Волшебные слова, придающие сил. Какая бы ни была сложная операция, эти слова вливали в нас ещё поллитра кипящей энергии и заставляли воспрянуть духом.
– Ты молодец, – шептала я спящему коту.
Кот не ответил. Ему было хорошо, он смотрел красочные сны и не чувствовал боли. Пока что. Подумав, как ему будет плохо через несколько часов, я сочувственно покачала головой. Надо немного потерпеть, после двух лет бесконечной боли надо ещё немного потерпеть. Я знаю этого кота два года и очень за него рада. Вот так, удалила почти все зубы коту и рада. Бывает же.

Я вообще не люблю удалять здоровые зубы но иногда приходится. По клиническим показаниям. Есть такая нехорошая болячка, я о ней уже рассказывала, плазмоцитарно-лимфоцитарный гингивит кошек. Суть его в том, что организм реагирует на собственные зубы (а точнее – на зубной налет, даже на тот что не виден невооружённым глазом, налет на зубах есть всегда, он появляется уже через час после чистки) и возникает воспаление, в которое вовлекается слизистая десны, язык и пародонт.
Мне в последнее время “везёт” на кошек с этим недугом. Сколько я зубов подергала… Не сосчитать. Лечение одно – удаление зубов, иногда всех кроме клыков и резцов, а иногда и клыки с резцами тоже приходится удалять. Другого выхода нет, даже лёгкое воспаление при таком диагнозе в итоге переходит в жуткие кровоточащие разрастания.
У большинства больных этим кошек в наличии хронический калицивироз, лейкемия почти у всех, а иногда и иммунодефицит. Есть подозрение на генетическую предрасположенность. А мне ещё и попадаются сплошь рыжие, 9 из 10 моих пациентов с диагнозом “плазмоцитарно-лимфоцитарный гингивит” имеют рыжий окрас, причем большинство из них без определенной породы. Вот и Тима, один из моих давних пациентов, оказался в итоге на операционном столе. Запустили кота…

***

История Тимы и его сестры началась на даче. Банально, но у нас много кошек прибывает “с дачи”. Одни бросают кошек на даче, поигрались и оставили, другие же подбирают брошенных взрослых животных или их котят. И привозят везунчиков домой.
Рыжему котенку и его черной сестричке повезло вдвойне: когда их подобрали они медленно умирали от запущенных вирусных инфекций. Люди оказались очень хорошие и долго лечили котят, но если у сестры в итоге все наладилось и она выросла в шикарную огромную черную кошку, то Тиме не очень повезло. Калицивироз, крепко угнездившийся в его организме, дал старт гингивиту, который к годовалому возрасту перерос в тот самый плазмоцитарно-лимфоцитарный гингивит кошек. Ещё на осмотре перед кастрацией я обратила внимание на его десны и во время операции на всякий случай взяла образец слизистой на гистологическое исследование. Через две недели результаты гистологии показали его – этот самый плазмоцитарно-лимфоцитарный гингивит. Сразу сказала хозяйке – надо удалять зубы. Это было два года назад. Но людям было жалко зубы и решили немного подождать, посмотреть не пройдет ли само, хотя я настаивала на удалении и рассказывала что будет дальше. Но решение оставалось за хозяевами. И я их не осуждаю, людям обычно сложно принять такой радикальный метод лечения как удаление “здоровых” зубов. Не укладывается у них в голове как кошка будет жить без зубов и заверения в том что прекрасно будет жить, что не будет боли и разрастаний, что сухой корм они отлично переваривают и не похрустев им предварительно… мало кто воспринимает. Вот не представляют люди кошку без зубов и все. Не укладывается в голове.
В течении долгого времени я наблюдала как десны кота продолжают наливаться краснотой и разрастаться, он перестал есть сухой корм и вылизывать себя, весь свалялся в колтуны и очень похудел. И вот, когда огромные разрастания начали непрерывно кровоточить, меня наконец допустили до зубов Тимы. На тот момент он выглядел ужасно, все эти разрастания раздвинули щеки и казалось что кот жутковато улыбается. Улыбается и роняет кровавую слюну. Эдакий Джокер в кошачьей ипостаси.

Операция длилась три с лишним часа. Сложное удаление хрупких зубов и разрастаний десны, наложение огромного количества швов… Долгая кропотливая работа вымотала и высушила досуха, после операции уже ничего не хотелось, только сидеть с котиком в обнимку и смотреть в стену не мигая. И в таком разбитом состоянии я ползла в приемный кабинет, куда скопилась уже немалая очередь. С котом оставалась ассистентка, которой я в тот момент жутко завидовала, ей выпал шанс немного отдохнуть. В обнимку с котом.

***

Через несколько дней после операции боли у Тимы стали утихать и он начал хорошо кушать. Через две недели почти ушел отёк и страшная улыбка превратилась в милую мордочку, а сам кот обнаружил что он – один большой колтун и стал активно приводить себя в порядок. Через месяц десны выглядели все еще не очень красиво, но уже приличнее, хотя я ожидала бОльшего и здорово расстроилась. Зато за это время Тима выдрал себе все колтуны и красовался проплешинами по всему телу. А вот через два месяца после операции я смотрела в рот пациента и улыбалась. Да! Почти все зажило, новых очагов нет, видно что за оставшимися зубами прекрасно ухаживают, десны выглядят очень прилично и кот чувствует себя превосходно, много ест, играет и острая мордашка светится здоровым любопытством, а усталость и отчаяние в глазах уступили место игривому блеску. Он даже помырлыкал мне.
И вот я стою склонившись над котом, рассматриваю его рот и чувствую себя совершенно счастливой. У нас получилось, получилось, такой запущенный рот был и как он выглядит в итоге – чистый восторг! Я не ожидала столь прекрасного результата! И, скорее всего, удалять клыки и резцы не понадобится, на фоне назначенного ухода и чистки зубов десны над оставшимися зубами выглядят очень даже здоровыми. Это победа. Может быть временная, может быть через несколько лет придется удалять и эти зубы, но пока – победа. И эти глаза, которые теперь смотрят на меня не с ненавистью и страхом, а со здоровым любопытством – они стоят любых усилий и переживаний.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий